Оголтелая демографическая политика Китая, архаичная модель семьи его населения и консервативная конфуцианская философия не позволят Поднебесной стать мировым лидером

В последнее время Китай довольно уверенно выдвигается в качестве центра мировой политики и экономики. Практически все аналитики предсказывают ему светлое будущее. По крайней мере, никто не сомневается в Китае как мировом экономическом гегемоне. На этом фоне не очень убедительно смотрятся скептические комментарии в отношении экономических возможностей Китая. Несмотря на малочисленность второй группы экспертов, мы солидаризируемся именно с ними и рассмотрим некоторые аргументы в пользу того, что Китай не сможет надолго удержать позиции мирового экономического лидера.

Во-первых, Китай нарушил один из ключевых принципов человеческого бытия, а именно: он осуществил совершенно немыслимую демографическую экспансию. Дело в том, что по-настоящему серьезные экономические проблемы возникают именно тогда, когда возникает избыток человеческой массы, а не ее дефицит. В свое время лауреат Нобелевской премии биолог Конрад Лоренц в своей книге «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества» в качестве первого греха указывал на перенаселение. Другой исследователь-биолог – Десмонд Моррис – указывал на эксперимент, в котором численность популяции золотых рыбок в аквариуме искусственно повышалась сверх некоторого критического уровня. В этом случае безобидные крошечные рыбки начинали осуществлять взаимное нападение, отгрызая друг у друга плавники. Лишние особи безжалостно уничтожались в целях выживания самого вида. Этот же эффект лежит в основе повышенной криминогенности в мегаполисах, где высокая плотность населения провоцирует зверское отношение людей друг к другу.

Именно перенаселенность Китая может встать на пути его процветания и могущества. Уже сейчас природа преподносит сюрпризы Поднебесной: то в 2003 г. там прокатилась волна вируса атипичной пневмонии (SARS), то ровно через 5 лет в 2008 г. начал свою деятельность желудочно-кишечный вирус пузырчатка, то землетрясение 2008 года в районе Тибета, то еще что-нибудь; уже сейчас проводятся исследования по поводу того, сможет прокормить себя Китай или нет в условиях глобального потепления. Некоторые специалисты полагают, что китайцы вообще особенно чувствительны к вирусным заболеваниям, что делает их особенно уязвимыми. Не исключено, что это только начало действия саморегулирующего механизма; дальше будет хуже.

Во-вторых, конфуцианство препятствует инновационной активности китайского населения. Данный тезис нуждается в пояснении. Дело в том, что конфуцианское мировоззрение, разделяемое большинством китайцев, в своей основе содержит огромный потенциал технологического и институционального консерватизма. Чуть ли не главная мысль Конфуция состояла в том, чтобы ничего не придумывать, а только передавать. Иными словами, по его мнению, надо перенимать от предков традиции и ритуалы и передавать их потомкам. Этого, по мнению Конфуция, вполне достаточно, чтобы обеспечить правильную жизнь в обществе. Однако такая идеология направлена на копирование и сохранение сложившихся институтов и социальных технологий. Если эту позицию проводить в жизнь, то она будет преломляться в имитационную, а не инновационную стратегию. И именно эта стратегия сейчас доминирует в китайской экономике, где отдельные участники стараются перенимать и копировать чужие технологии и продукты, но пока не в состоянии придумывать что-то свое, принципиально новое.

Пока конфуцианская идеология не мешала бурному развитию Китая, ибо он послушно сплавлялся в направлении, указанном ему западной цивилизацией. Однако в будущем, когда ему придется определять свой собственный вектор развития и навязывать его всему миру, такая «философия равновесия» может помешать институциональным и технологическим инновациям. Тысячелетние китайские традиции учили население только сохранять и передавать уже готовое, а мировое экономическое лидерство требует постоянно ломать старое и генерировать новое. Когда перед Китаем станет выбор между сохранением и ломкой традиций, то не факт, что он выберет второе. И тем более не факт, что он сможет эффективно реализовать такую стратегию.

В-третьих, китайское население следует традиции очень сильной семьи, что мешает построению современного корпоративного сектора экономики. До сих пор китайская семья напоминает скорее род или клан, нежели нуклеарную семью западного образца. Такая модель семьи способствует формированию обширного сектора малого бизнеса, но мешает созданию крупных компаний с профессиональным управлением со стороны сторонних менеджеров. Как правило, крупные китайские семьи не идут на наем «чужих» управленцев и стараются сохранить свое влияние в бизнесе. И, разумеется, проигрывают из-за такой политики на мировом рынке. Неспособность китайского частного сектора сформировать корпоративный сектор частично компенсируется государством, которое берет на себя функции по созданию крупных национальных компаний. Однако, как известно, к государственным предприятиям во всем мире относятся с недоверием и подозрительностью. Кроме того, государственные компании опираются только на государственный бюджет страны, а транснациональные корпорации подпитываются ресурсами мирового рынка капитала. Перейти на западную модель нуклеарной семьи с последующим созданием современного корпоративного сектора экономики для Китая почти невозможно в краткосрочной перспективе. Если же Китай все же отойдет от своей традиционной модели семьи, то это уже будет не совсем тот Китай, который мы знаем.

На наш взгляд, перечисленные три фактора являются достаточно весомыми, чтобы блокировать усилия Китая по превращению в мирового экономического лидера.

Евгений Балацкий



Внимание! Олимпиада! Победу китайской сборной приносит заколдованный этикет
Конфуций
(с) 2008. Жизнь Конфуция, его труды. Философия Древнего Китая.
Все вопросы и предложения направлять администратору сайта admin@confuzio.ru
Веб-дизайнеру web@confuzio.ru

Rambler's Top100